rusmskii (rusmskii) wrote,
rusmskii
rusmskii

Category:

Новая Росия и Великая Росия упоминаются раньше Малой Росии и украйны.

Оригинал взят у rusmskii в Новая Росия и Великая Росия упоминаются раньше Малой Росии и украйны.
Всякий школьник знает, что первое использование слова "украйна" - 1187 год, Ипатьевская летопись. Новая Росия упоминается на 100 (сто) лет раньше.



"ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Список Епископий (Notitiae episcopatuum)
В византийской церковной иерархии порядок подчинения и соподчинения поместных Церквей константинопольскому патриарху (как и в других случаях соответственно другим восточно-христианским патриархам) определялся специальными списками, в которых каждая митрополия, архиепископия и епископия следовали под соответствующим их рангу номером. Такие списки составлялись с некоторой периодичностью с тем, чтобы отразить в них те изменения в церковно-административнон структуре, которые претерпела константинопольская Церковь на момент составления очередного списка. Известен 21 список Notitiae episcopatuum. Константинопольской Церкви, начиная с текста, атрибутированного автору IV в. Епифанию Кипрскому, и вплоть до списка, составленного уже в османский период, между 1453 г. и концом XV в.
Сохранившиеся списки вплоть до конца X в. не упоминают ни Руси, ни русских епархий. Впервые митрополия "Росии" (или "Киева Росии") называется в двух редакциях Списка, составленного в конце X в. (№ 10. р. 333: 57, 681; р. 335.(59), 701). Затем русские митрополии упоминаются в списках 1080-х гг. (№ 11. р. 346.145, 14 и 62), 1180-х гг. (№ 12. р. 349.60), конца XII в. (№ 13. р. 759-770: 62, 750, а также 804 — в одной из редакций), XIII в. (№ 15. р. 381:60), ок. XIV в. (№ 16.60) и XIV в. (до 1328 г.) эпохи Андроника II Палеолога (№ 17.71 и 136: № 18.17 и 150), а также более поздние (№ 19.78), периода правления Андроника III Палеолога (1325-1341). Кроме того, называются митрополии "Великой Росии" (№ 13.759; № 15. (60) и № 17.81, 83 и 157) в списках конца XII — первой четверти XIV вв., "Малой Росии" (№ 17.148, 157 и № 20.46) в списках первой четверти XIV в. — второй половины XV в., а также "Новой Росии — Маврокастрона" (№ 11.74) в списке 80-х гг. XI в. Митрополия Переяславля ("Преславы") Русского называется в списках 1080-1180-х гг. (№ 11.80-81; № 12.78), а также XIII в. (15.78). Среди епархий "Великороссии" в конце XII в. перечислены Белгород, Новгород, Чернигов, Полоцк, Владимир, Переяславль, Суздаль, Туров, Канев, Смоленск и Галич (№ 13. р. 367, 759-770). В конце XIII в. — первой четверти XIV в. список дополнен епископом Литвы (№ 17. р. 399, 83; № 18. арр. 1. 150.6-10). Там же перечисление епископий, находящихся в подчинении у владыки "Киева Росии", расширено: называются Великий Новгород, Чернигов, Суздаль, Ростов, Великий Владимир, Переяславль Русский, Аспрокастрон (т.е. Белгород) у Киева, "св. Георгий" (т.е. Угровен на Буге), Полоцк, Рязань, Тверь, Сарай. В составе "Малой Росии" — Галич, Владимир, Перемышль, Луцк, Туров, Холм, Смоленск и Аспрокастрон/Белгород (№ 17. Арр. 2. 136-156: р. 403; Арр. 3, 157).
Издание: Darrouzes J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae Paris, 1981.
Литература: Gelzer 1892. S. 246-281; Кулаковский 1898. № 315. Февр. С. 173-202; Соколов 1913; Dvornik 1926. P. 143-146; Мошин 1929. С. 149-156; Gerland 1931; Honigmann 1935; Vasiliev 1936. P. 97-102: Laurent 1937. P. 5-30; Laurent 1939. P. 279-295; Vernadsky 1940-1941. P. 67-76; Honigmann 1944-1945. P. 130-142; Obolensky 1953. P. 437-438; Poppe 1968; Poppe 1970. P. 165-217; Oikonomides 1972; Beck 1977. S. 148-199; Щапов 1989; Цыпин 1996.
СПИСОК ЕПИСКОПИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ
N 10; N17. Доп. 2
136. Киеву Росии подчинены следующие епископии:
137. 1. Великий Новоградий
138. 2. Чернигов
139. 3. Соуздали
140. 4. Ростов
141. 5. Великий Владимир
142. 6. Перияслава Руская
143. 7. Великий Аспрокастрон [Белгород] близ Киева
144. 8. Св. Георгий[1] на реке Рось
145. 9. Полоцк
146. 10. Рязань
147. 11. Тиферь[2]
148. 12. Сарай

А также в Малой Росии:
149. 13. Галина
150. 14. Владимир
151. 15. Перемисль
152. 16. Луцеска[3]
153. 17. Туров
154. 18. Холм
155. (19. Смолескон)[4]
156. ([19]. Аспрокастрон в устье реки Элисс)
(Перевод М.В. Бибикова)
[1] Юрьев.
[2] Тверь.
[3] Луцк.
[4] Смоленск".
http://www.ruistor.ru/istochniki_viz_026.html


Tags: Документ, Русь, сколько верёвочки не виться
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments